Записки реакционера (dmitryjewski) wrote,
Записки реакционера
dmitryjewski

Про перевал Дятлова и сказки для долбодятлов...

Трагедия, случившаяся в феврале 1959 года на безымянном перевале в Уральских горах с группой туристов под руководством Игоря Дятлова более полувека приковывает к себе внимание своей загадочностью: о ней написано множество книг и снято немало кинолент. К сожалению, среди их авторов попадаются и те, кто не прочь не только устроить гешефт на костях, но и использовать столь резонансное происшествие для очернения нашего прошлого. Ярким примером этого является недавно вышедший на экраны фильм ужасов известного американского режиссёра Ренни Харлина «Тайна перевала Дятлова».

Напомним, что девять студентов и выпускников Уральского политехнического института (УПИ) совершали в Ивдельском районе Свердловской области лыжный поход высшей категории сложности, посвящённый XXI съезду КПСС, но не вернулись в указанный срок. В результате масштабной поисковой операции выяснилось, что все члены группы уже мертвы, по данным судмедэкспертизы большинство из них скончалось от переохлаждения, а некоторые - от полученных травм. Брошенная палатка, состояние предметов и расположение человеческих останков свидетельствовали о том, что участники похода были вынуждены экстренно покинуть место своей последней ночёвки под перевалом и спуститься в долину. Уголовное дело вскоре было закрыто за отсутствием состава преступления с официальной формулировкой: «Следует считать, что причиной гибели явилась стихийная сила, преодолеть которую люди были не в состоянии».
Стоит отметить, что туристы в то время достаточно регулярно становились жертвами подобных трагедий, количество которых исчислялось десятками в год, но по делу группы Дятлова разразился громкий скандал, истинная причина которого выяснилась много лет спустя. Двое погибших, Юрий Кривонищенко и Рустем Слободин, по окончании УПИ получили распределение на особо засекреченный тогда комбинат № 817 (ныне ПО «Маяк» в городе Озёрск Челябинской области), где и работали на момент похода: по факту любого, даже малозначительного, происшествия, случившегося с носителем государственной тайны, обязательно проводится расследование на предмет связи инцидента с профессиональной деятельностью потерпевшего. Исчезновение и загадочная смерть двух инженеров, занятых на производстве оружейного плутония, очень скоро оказались в поле зрения высшего руководства страны: последовали оргвыводы, сопровождавшиеся раздачей ответственным работникам строгих взысканий по партийной линии, некоторых из них освободили от занимаемых должностей. Поскольку туризмом занимались преимущественно представители технической интеллигенции, в том числе и занятые в оборонной промышленности, то этот вид спорта исключили из официальной классификации, к счастью, ненадолго: люди ходить в походы не перестали, а количество происшествий на маршрутах от столь непродуманной карательной меры только увеличилось.
До сих пор не получен ответ на самый главный вопрос: что же заставило опытных и хорошо подготовленных туристов срочно оставить бивак, не взяв с собой практически ничего из вещей? Было выдвинуто немало гипотез, приводить которые здесь не имеет смысла, поскольку они изложены и на страницах книг, и во Всемирной паутине, но ни одна из них не нашла однозначного подтверждения. Всё это породило многочисленные спекуляции вокруг трагедии в Уральских горах. В последний день зимы состоялась кинопремьера очередной такой поделки.
Американская студентка-психолог Холли Кинг, заинтересовавшись обстоятельствами гибели группы Дятлова, получает грант, собирает нескольких искателей приключений и отправляется на Урал, чтобы попытаться не только разгадать причины таинственной гибели туристов и снять фильм об этом, но и смоделировать те чувства, которые более полувека назад её сверстники пережили в свою последнюю ночь. В команде лишь один человек имеет альпинистскую подготовку, остальные горы видели только на картинках, а о том, что Холли - вегетарианка, её товарищи узнают уже во время похода. Лично мне, туристу со стажем, стоило большого труда удержать себя от смеха во время таких эпизодов.
Группа направляется в Россию, однако почему-то покупает билеты на самолёт до Челябинска, и это при том, что у города отсутствует прямое сообщение с Ивделем: нужна, как минимум, пересадка в Екатеринбурге. Возникает закономерный вопрос: не планировала ли группа по дороге пару деньков «покрутиться» в окрестностях того самого завода, где работали Слободин и Кривонищенко? А может быть, авторам фильма просто не хотелось заниматься откровенным плагиатом целого ряда эпизодов из «Ошибки резидента»?
В Ивделе происходит нечто странное. Во-первых, в столь провинциальном городе обнаруживается гламурный бар, хозяин которого угощает американцев настоящим русским самогоном. Для незнакомых с ивдельскими реалиями: самый северный город Свердловской области никогда не страдал таким социальным злом, как кустарное приготовление крепких увеселительных напитков, в виду наличия в соседнем посёлке Першино гидролизного завода, производящего технический спирт десятками тысяч тонн в год. Во-вторых, в городской клинике для душевнобольных не один десяток лет содержится таинственный участник поисков группы Дятлова. Уж не намёк ли на пресловутую карательную психиатрию?
В баре американцы знакомятся с человеком, который на древнейшем, не имеющем полного привода, что немыслимо в тех краях, грузовике ГАЗ-51 отвозит путешественников в бывшую столицу Ивдельлага - посёлок Вижай, выглядящий на экране очень благоустроенным, хотя на самом деле он пришёл в полное запустение ещё в начале «лихих девяностых», а несколько лет назад был окончательно стёрт с лица земли лесными пожарами. Там старая учительница английского языка рассказывает гостям, что во время поисков группы Дятлова, в которых она тоже участвовала, нашли не девять, а одиннадцать трупов и какие-то странные приборы. Это ещё один ляп: все поисковые команды тогда были укомплектованы только мужчинами. Столь же «раскидистой клюквой» выглядит и то, что все русские в глухой провинции великолепно владеют иностранными языками.
Заокеанские путешественники на снегоступах лихо шагают по тайге, готовят еду на костре из тонких берёзовых веточек, рассуждают о необходимости кипячения натопленной из снега воды, а также активно занимаются любовными утехами в палатках «пляжного» типа. В уральском небе всеми огнями радуги переливается зловещее северное сияние, GPS-навигатор упорно не хочет ловить сигналы спутников, компас показывает магнитную аномалию, а дозиметр «звенит» так, как будто его занесли под саркофаг четвёртого энергоблока Чернобыльской АЭС.
Вскоре под снегом обнаруживается хорошо замаскированный вход в гигантский подземный бункер, в котором американцы находят заброшенную лабораторию, оснащённую всё ещё действующим ядерным реактором. На столах в беспорядке разбросаны документы государственной важности из сверхсекретного архива, здесь же штабелями сложены истлевшие останки людей, принявших, судя по состоянию костей, мученическую смерть неизвестно во имя чего. Вскоре выясняется, что в этих стенах жестокий советский режим использовал ни в чём не повинных граждан в качестве подопытного материала для ужасающих своей бесчеловечностью экспериментов по телепортации. Эта находка стоит жизни заокеанским исследователям уральских тайн: только двоим из группы удаётся добраться до тоннеля времени, который переносит их в день гибели команды Дятлова, которую, по мнению создателей фильма, попросту устранили как ненужных свидетелей столь неприглядных опытов. Здесь же зрителя ждёт разгадка слов старой учительницы, почему она видела не девять, а одиннадцать трупов: тех, кто столь упорно пытался постичь тайну трагедии свердловских туристов, советские солдаты, стоящие в оцеплении, принимают за иностранных шпионов со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Печально то, что «Тайна перевала Дятлова» - первый совместный фильм, снятый московской кинокомпанией «NON-STOP Production» вместе с американским режиссёром финского происхождения Ренни Харлином. Стоит присмотреться к столь «сладкой» парочке в лице постановщика и студии: мистер Харлин некоторое время назад выпустил на экраны ленту «Пять дней августа», в котором российская армия, пришедшая защищать своих граждан от агрессии тифлисских «ястребов», показана ордой садистов и мародёров. Да и сама кинокомпания «NON-STOP Production» «засветилась» созданием таких «шедевров», как телесериал «Достоевский» — откровенной спекуляции на такой порочной страсти великого писателя, как любовь к азартным играм, и картины «В субботу», рисующей чернобыльскую катастрофу и её последствия результатом деятельности преступного советского режима. Теперь к ним добавился ещё и «ужастик», в котором обыгрываются избитые стереотипы времён «холодной войны».
О горьких страницах нашего прошлого говорить необходимо, но правильно расставив акценты: трагедия только тогда служит воспитательной цели, когда человек в неравной схватке с превосходящей его возможности силой отстаивает высокие идеалы и одерживает моральную победу. Члены команды Дятлова в свою последнюю ночь оказались настоящими героями, до последнего боровшимися за спасение себя и своих товарищей. Поэтому нельзя позволять заморским бесам устраивать оргию на их костях.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment