Записки реакционера (dmitryjewski) wrote,
Записки реакционера
dmitryjewski

Проблемы русского движения Украины - 3

О целях, задачах и как избежать неудач...

Есть в педагогике такое понятие, как слабость цели, когда ученик не достигает результата из-за плохо сформулированной задачи, которая ставится перед ним, а также отсутствия проработанной стратегии её решения. Это отрицательно сказывается и на формировании волевых качеств обучаемого: неудачи «включают» мощную защитную реакцию человеческой психики, которая называется лень.
Неумение грамотно ставить перед собой задачи — одна из самых болезненных проблем русского движения Украины на протяжении всего периода его существования. В предыдущем материале я писал, что оно провозглашает весьма масштабные цели, такие, как защита родного языка или укрепление дружеских связей с Россией, но мало задумывается о путях их претворения в жизнь, отсюда — низкая результативность его деятельности.
Легко любить всех, одного — трудно
Личным девизом Мстислава Келдыша, возглавлявшего Академию наук СССР в самый успешный период её истории, были слова о том, что надо не бороться со злом, а совершать побольше добрых дел. Несмотря на свою парадоксальность, этот принцип наглядно демонстрирует высочайший уровень методической грамотности выдающегося учёного: борьба со злом — слишком глобальная и абстрактная задача для того, чтобы выйти из неё победителем, а доброе дело всегда конкретное и адресное.
Так и в защите интересов русскоязычного населения: отстаивать права всех намного легче, чем решать проблемы вполне определённых людей, но и польза от такой «борьбы» крайне незначительна. Возьмём, например, вопрос функционирования русского языка. Обычно деятельность его защитников ограничивается уличными акциями вроде митингов и пикетов и сборами подписей: развернули на площади знамёна и транспаранты, произнесли речи, извели некоторое количество бумаги на демонстрацию общественной поддержки принятого обращения в высокие кабинеты. А результат? Хорошо, если акция попадёт в объективы областной телекомпании, или же о ней выйдет пара строк в подборке новостей местной газеты: чаще всего она находит освещение только в блогах и на форумах Всемирной паутины. Реакцию представителей власти на обращение предсказать тоже несложно: спустя некоторое время организаторы мероприятия получат по почте казённую отписку с автографом важного начальника. Выходит, что силы, средства и время были затрачены впустую. Многие ли захотят заниматься «сизифовым трудом»?
Пора понять, что с большой и нестандартной задачей всегда можно справиться, разделив её на некоторое число мелких составляющих и решив каждое из них в отдельности. Поэтому внимание надо сосредоточить на конкретной помощи наиболее заинтересованным в разрешении той или иной проблемы. Касательно русского языка весьма результативным окажется сотрудничество с теми, для кого его функционирование является вопросом куска хлеба: филологами, работниками СМИ, представителями творческой интеллигенции, издательского бизнеса и кинопроката.
Ярким примером того, насколько опасен голодный человек, могут служить недавние события в Харькове. Как известно, руководством Российских железных дорог и Укрзализныци было принято совместное решение о замене на белгородском направлении дешёвых и доступных каждому электричек дорогими скоростными поездами повышенной комфортности. А так как между двумя важнейшими городами Слобожанщины существует интенсивный пограничный товарообмен, то это сильно ударило по «мешочникам» и владельцам торговых точек на рынках. Десятого августа несколько сотен харьковчан устроили самый настоящий бунт: блокировали тупиковый белгородский парк отправления на Южном вокзале и вынудили пассажиров экспресса сдать билеты в кассу, а железнодорожников — отменить рейс. Но результаты их выступления оказались половинчатыми: скоростные составы убрали с линии, зато пригородное сообщение между Харьковом и Белгородом так и не было восстановлено. Печально, что местные представители русского движения в акции протеста себя не проявили, упустив тем самым благодатный шанс не только обратить на себя внимание выдвижением политических требований о сближении наших стран, но и показать себя организаторами народных масс.
Неподнятая целина
Деятельность русского движения не должна ограничиваться языковой и межгосударственной проблематикой, а также давно приевшейся всем «митинговой демократией»: есть множество других аспектов, где оно может стать настоящим защитником интересов граждан. И начинать нужно с того места, где живёшь сам — дома, двора, квартала: есть масса мелочей, на которые надо обратить внимание муниципальной власти.
Например, не везде благополучно с обеспечением общественного порядка в тёмное время суток: часто можно наблюдать, как в киосках по ночам продают не только пиво, но и куда более крепкие напитки. Подобно мухам на мёд, к этим торговым точкам «слетаются» окрестные любители увеселительного зелья, которые тут же, под окнами домов, устраивают распитие «живительной влаги», мешая отдыху жильцов громким хохотом и частыми дебошами. А так как многие активисты русского движения являются поборниками трезвости и здорового образа жизни, то почему бы не провести под знаменем своей организации вместе с соседями акцию против «зелёного змия»? Выставить у злосчастного ларька пикет, привлечь прессу, потребовать принятия мер со стороны исполкома и управления милиции путём коллективного обращения — всё это по силам достаточно небольшой группе лиц. Наведя порядок таким образом можно и идею прорекламировать, и заявить власти о себе, и новых сторонников найти.
Немало пролито крокодиловых слёз по поводу недоступности летнего оздоровления для значительной части детей. А если попробовать организовать лагерь хотя бы для трёх десятков ребят в своём микрорайоне или посёлке при школе, доме культуры или церкви (известно, что настоятели ряда приходов практикуют у себя и такую форму работы)? Пусть не на природе, пусть с дневным пребыванием, но эти школьники получат возможность с пользой провести каникулы. Да, перед этим придётся побегать по инстанциям, поискать единомышленников и добровольцев, возможно даже из числа родителей будущих отдыхающих, готовых пожертвовать частью свободного времени, но, как говорят, под лежачий камень вода не течёт. Зато и опыт организаторской работы появится, и окружающие лишний раз убедятся в том, что русское движение объединяет людей дела.
Наши враги использовали и до сих пор активно используют принцип «Сила через радость». Почему бы и нам не применить эту технологию, но наполнив её русским по своей сущности содержанием? Если брать Донбасс, то у забулдыги в году найдётся куда меньше поводов выпить, чем у активистов русского движения возможностей напомнить о себе окружающим радостным событием, посвящённым замечательным людям, чья судьба была связана с нашим краем. Все мы знаем о подвиге Георгия Седова, но ведь Донецкое Приазовье оставило след в судьбах таких покорителей высоких широт, как Евгений Гернет, Пётр Орловский, Рудольф Самойлович. Спортивный праздник в честь героев Арктики — чем не идея? В заповеднике «Каменные могилы» уже полтора десятилетия ярким театрализованным представлением чествуют память русских воинов, павших в битве на Калке, но не меньший простор для любителей военно-исторической реконструкции дают сражения более поздних эпох, такие, как Булавинское восстание, Миус-фронт или Изюмский плацдарм. Про литературу и искусство и говорить нечего: Донбасс занимает особое место в сокровищнице русской классики. Но, как ни странно, ждут своего часа фестивали в честь основателя современного отечественного театра Владимира Немировича-Данченко и писателя Всеволода Гаршина (кстати, также национального героя Болгарии — вот где повод вспомнить о братстве славянских народов!), не настала пора цветения чеховского вишнёвого сада, который должен вернуться в горы Донецкого кряжа, где когда-то рос, ещё не ступили герои бессмертных «Двенадцати стульев» с книжных страниц на улицы Старобельска, ставшего прототипом Старгорода.
Одним словом, недостатка в поводах для труда и творчества нет: ищите и обрящете. Дело остаётся за малым: оторвать «мягкое место» от мягкого кресла, но это, как показывает практика, самое трудное.
Отрицание — «детская болезнь»
Локальное действие требует соответствующего подхода к строительству русского движения, прежде всего — ухода от громоздких и неповоротливых жёстко централизованных структур. Как показывает практика последних лет, лучшей формой является сетевая схема, не раз доказавшая свою действенность в ходе всевозможных «цветных» революций.
Её основа — небольшие, но самодостаточные автономные организации на местах, занятые решением какой-либо локальной проблематики. Не обязательно, чтобы они являлись политическими по своему профилю, это могут быть комитеты самоорганизации населения, спортивные клубы, художественные коллективы, объединения прихожан, общества инвалидов, подразделения казачества, группы болельщиков, академической общественности и многие другие: дело найдётся каждому по мере сил и возможностей. Не обойтись без структур поддержки мелкого бизнеса: именно он составляет экономическую базу сетевых движений. Все эти организации на правах коллективных членов входят в одно крупное общественное объединение межрегионального или даже всеукраинского масштаба со сравнительно небольшим центральным аппаратом, но хорошо выстроенными внутренними вертикалью и горизонталью.
Что касается идеологии такого объединения, то она должна строиться на базовых русских ценностях, но при этом быть достаточно широкой в социальном плане, чтобы привлечь к себе широкие массы. По целому ряду причин политическому радикализму в ней должно быть отведено очень скромное место: используя военную терминологию, радикалы — это передовой отряд, который должен полечь костьми в первой схватке с неприятелем, но дать время остальным стратегическим эшелонам для развёртывания. Во-первых, приверженцы радикальных ценностей — всегда меньшинство. Во-вторых, история показывает, что радикалы либо не добивались победы, либо не удерживали её в своих руках, проигрывая более умеренным силам. И, наконец, радикализм основывается на принципе отрицания, а не утверждения.
Отрицание, исповедуемое значительной частью организаций и участников русского движения уже не раз играло свою злую роль, так как несёт в себе разрушительное начало. Оно является главной причиной междоусобиц среди его активистов: созидатели стремятся к объединению, разрушители — к дележу шкуры ещё живого медведя. Кроме того, отрицание чужого, лежащее в основе ксенофобских настроений, практически всегда служит оправданием собственных просчётов: гораздо выгоднее все свои беды списать на недоступного врага, чем признать печальный факт, что абсолютное большинство из них — закономерный результат твоих же ошибок.
Люди не пойдут за отрицающим ещё и потому, что это признак незрелости: всем известна проблема конфликта отцов и детей, когда юноша отвергает ценности старшего поколения. Это закономерное явление в процессе поиска своего пути, но через время юный бунтарь остепеняется, и рваные джинсы в его гардеробе уступают место строгому деловому костюму. В политическом отношении эта незрелость выражается в противопоставлении себя и своих идей государству, чем также часто «болеют» русские патриоты не только на Украине, но и в самой России.
Качественный рост русского движения немыслим без выработки созидательной идеологии, в основе которой должен лежать принцип локального и грамотно спланированного действия, учитывающего потребности конкретных людей. Эта технология стара, как мир: без малого столетие назад в России она привела к власти большевиков, чуть позже с не меньшей эффективностью её использовали германские национал-социалисты. Так что не будем изобретать велосипед.

ПервоИсточникъ
Tags: Донбасс, русское движение
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments